Новые банковские методы борьбы с просрочками
Всем известно, что банк, выдающий кредит, подвергает свои деньги определенным рискам. Главный из таких рисков – просрочки или уклонение от уплаты долга.
Если бы банк ничего не предпринимал для борьбы с просрочками и неуплатой, не проводил бы профилактические меры, не учитывал все возможные риски при разработке своих программ и продуктов, то любое финансовое учреждение было бы обречено на банкротство. Здесь следует искать объяснение высоким процентам по кредитам, различным скрытым комиссиям, и прочим банковским ухищрениям, не говоря уже о системе штрафов. Для борьбы с нерадивыми плательщиками и поощрения ответственных клиентов используется также такой механизм, как создание кредитной истории, универсального банка данных о клиенте. Еще один инструмент давления на просрочника – обращение к услугам коллекторов, которые порой буквально изводят граждан назойливыми телефонными звонками, предупреждениями и даже угрозами. В безнадежных случаях банки обращаются в суд, и тогда должник может потерять часть имущества и даже жилье в результате конфискации. Чтобы этого не случилось, разумнее было бы семь раз подумать, прежде чем взять один непосильный кредит и оказаться его заложником.
Но, оказывается, все вышеперечисленные меры еще не исчерпывают возможных санкций, применяемых к штрафникам. Сравнительно недавно некоторые (к счастью, не все) банки задействовали еще один способ выколачивания денег из клиентов. Суть его такова: банк-заемщик, руководствуясь условиям кредитного договора, перестает начислять проценты по кредиту на непогашенную своевременно часть долга. Таким образом, формально в период просрочки заемщик пользуется частью кредита бесплатно. Финансовое учреждение, в данном случае пусть это будет Сбербанк, считает, что клиент получает материальную выгоду путем экономии на процентах. С этого момента и начинается атака на клиента. Сбербанк подает данные о заемщике в налоговую инспекцию, как о лице, получившем материальную выгоду, за которую он обязан отчитаться и подать декларацию. Если клиент не подаст декларацию до 1 апреля, ему уже грозит штраф от налоговой инспекции в размере 1 тысячи рублей. Непогашенная налоговая задолженность вполне может повлечь за собой и другие неприятности: стать поводом для судебных разбирательств, ограничить выезд за рубеж и пр. В итоге, должник будет наказан четырежды. Он все равно выплатит банку долг по кредиту, плюс ему насчитают штраф за каждый день просрочки 0,1-0,6% от суммы задержанного платежа, вдобавок он еще уплатит налоговую задолженность и возможный штраф. О моральных издержках и затратах времени на выяснение всех деталей и заполнение деклараций вообще говорить не приходится. Самое обидное, что налоговую декларацию следует заполнять, даже если сумма так называемой материальной выгоды не превышает 5 рублей.
Следует оговориться, что данные санкции практикуют лишь некоторые финансовые учреждения, и официальной позиции на этот счет еще не существует. Но многие клиенты уже ощутили на себе все "прелести" общения с налоговыми инспекторами. Работники банка советуют на всякий случай погашать задолженность за 3-5 дней до числа, указанного в графике. При этом надо помнить, что просрочки становятся все опаснее - кто знает, что кредитор придумает завтра, чтобы гарантировать возвращение своих денег?